3 из 5 (2 Голоса)

«Без связки учебных заведений и работодателей сегодня никуда»

Сфера среднего профессионального образования сегодня получает новый толчок в развитии. Рабочие специальности становятся востребованными как у молодежи, так и у работодателей, а учебные организации научились готовить кадры под конкретные нужды бизнеса. О том, чего ожидают сегодня в ОАО «РЖД» от выпускников СПО, как помогает в этом партнерстве проект «Профессионалитет», почему важны конкурсы профмастерства, «Гудку» рассказал директор Московского колледжа транспорта, президент НО «АСКИТТ» (некоммерческая организация «Ассоциация колледжей и техникумов транспорта»), кандидат технических наук Николай Разинкин.

- Николай Егорович, в системе среднего профессионального образования (СПО) стартовала приемная кампания, каковы ваши ожидания?

- Я всегда говорю, что приемная кампания - это самое главное для учебного заведения. Кого наберем, того и будем учить. Наберем хороших ребят – сделаем из них хороших специалистов. Но это не одномоментный процесс. Работа идет в течение года – это дни открытых дверей в колледжах, различные интерактивные классы, взаимодействие со школами напрямую и ярмарки вакансий. Приемная кампания – уже итог такой работы. И мы надеемся, что будет неплохо. Я вижу, сколько инициативных ребят приходят к нам на дни открытых дверей, к транспортным специальностям высокий интерес. Из специальностей всегда были востребованы Организация перевозок и управление на транспорте, Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, а также IT-сфера. Что касается проходного балла, то в нашем колледже на бюджетные места это выше «четверки», к нам поступают сильные дети, и надеемся, что эта тенденция сохранится.

- Чем сегодня живет Московский колледж транспорта?

- Наш колледж один из старейших в системе транспортного образования, в прошлом году мы отметили 150 лет со дня его основания. Мы гордимся своей историей, это накладывает ответственность на наш коллектив. Сегодня мы одно из крупных образовательных учреждений транспорта, у нас учатся 3500 студентов. И основные кадры, которые мы готовим, - это будущие специалисты для ОАО «РЖД». Колледж чувствует себя уверенно, ведь для любого учебного заведения главное – востребованность. Конкуренция на рынке образования, особенно в Москве, довольно агрессивная, но при этом у нас высокий конкурс и к нам большой поток, это показатель устойчивого положения нашего колледжа. А второй показатель – востребованность и у работодателей. Мы сохранили принцип распределения выпускников, хотя он и чуть видоизменен.  В конце учебного года мы приглашаем работодателей, в том числе представителей кадровых служб железнодорожного транспорта, и всех наших выпускников разбирают.

Транспортное образование - в лидерах, востребовано на всех уровнях, и в вузах, и в СПО. Мы уверенно себя чувствуем.

- Выпускники колледжей сегодня активнее идут на производство, а не в вузы?

- Последние годы наметилась тенденция, когда, действительно, основная часть выпускников колледжей идут на работу – ведь они и поступают в колледж для того, чтобы сразу получить рабочую профессию и начать зарабатывать, помогать своей семье. А в вузы они тоже поступают, но чаще на заочное отделение, параллельно учатся и работают. В целом в колледжах сегодня практикоориентированное образование, практика занимает у нас до 50 процентов учебной программы. Порой складывается ситуация, когда нам пишут начальники депо – просят оставить студента-практиканта у них на работе, перевести на заочное обучение, и мы идем навстречу, переводим на индивидуальный график обучения. В итоге студент продолжает работать помощником машиниста, параллельно защищает диплом и быстро становится машинистом. Причем наши выпускники получают сразу несколько специальностей, все они получают диплом техника, а могут получить еще несколько рабочих специальностей, как правило, это, например, машинист и слесарь по ремонту подвижного состава, и такие специалисты востребованы.

- В этом году уже 11 колледжей СПО вошли в проект «Профессионалитет», ваш колледж тоже подключается к этой системе, в чем вы видите плюсы этого проекта?

- Когда-то в стране существовали ПТУ, которые работали в сфере начального профобразования, а еще техникумы, колледжи, потом эти организации были объединены, и система профобразования стала размытой. «Профессионалитет» – некий прообраз начального профобразования, проект возвращает возможность готовить специалистов рабочих профессий. И интерес к «Профессионалитету» существует у всех сторон – у учебного заведения, которое получает грант на 100 млн рублей на закупку учебного и лабораторного оборудования, у региона и у работодателей.

Сейчас в «Профессионалитете» работает уже 11 транспортных колледжей, и в этом году подключится еще 13. Мы сначала не входили в эту программу – приоритет был отдан региональным учебным заведениям, но теперь и федеральные могут присоединиться к проекту, Московский колледж транспорта тоже подал заявку.

«Профессионалитет» дал возможность колледжам более плотно взаимодействовать и со школами. Скажем, у нашего колледжа есть договор о сотрудничестве со школами РЖД, но в Москве таких школ лишь две. Ребята часто приезжают к нам, как и дети, занимающиеся на Детской железной дороге в Кратово. Это старые, проверенные годами тесные связи. Но нам интересны и другие, городские школы. И теперь благодаря «Профессионалитету» стала лучше идти профориентационная работа в школах, мы начали лучше взаимодействовать.

«Профессионалитет»  - это наше настоящее и будущее.

- Насколько успешно идет работа транспортных образовательных учреждений СПО в проекте «Профессионалитет» с точки зрения взаимодействия с ОАО «РЖД»?

-  Многие наработки уже есть, у железнодорожных колледжей давно установлены тесные связи с ОАО «РЖД», теперь они укрепляются и развиваются. Без РЖД никуда. Начиная с того, что проект предусматривает создание в учебных заведениях учебно-производственного кластера, а это подразумевает участие работодателя и в организации учебного процесса, и в разработке программ, то есть это уже более тесная связка между колледжем и компаниями. И самое главное – работодатель диктует нам, каких специалистов нужно подготовить на конкретное рабочее место.

Уже устоялось понимание, что колледжам без работодателя – без РЖД – работать неправильно, и наоборот, компании нужны качественные кадры. В 2020 году было заключено соглашение о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и ОАО «РЖД», в нем были расписаны разные зоны сотрудничества. Я считаю этот момент новой точкой отсчета сближения образовательных организаций с РЖД. В рамках соглашения ОАО «РЖД» ежегодно поставляет оборудование в техникумы, колледжи, вузы, например, у нас в прошлом году появился целый учебный класс-тренажер по локомотивному хозяйству, потом был поставлен и тренажер по специальности «дежурный по станции». Такая поддержка исчисляется сотнями миллионов рублей.

А второй точкой сближения стал «Профессионалитет». РЖД активно включились в проект как одна из ведущих компаний-работодателей.
Фактически в рамках «Профессионалитета» реализуется целевое обучение студентов колледжей, а в этом направлении мы работаем уже очень давно. Сейчас у нас учится 135 студентов-целевиков. Кстати, в других отраслях даже не слышали про такой подход, а в сфере транспорта, особенно в железнодорожной отрасли, подготовка целевиков хорошо отработана.

- Конкурсы профессионального мастерства, в которых активно участвуют и студенты СПО, - это еще один путь стыковки образовательных организаций и работодателей?

- Это очень важная часть взаимодействия сферы образования и бизнеса и возможностей выхода выпускников образовательных заведений на рынок труда. Мы всегда участвовали в движении Worldskills, но в 2022 году Россия прекратила участие в этом проекте. Министерство просвещения РФ открыло российское чемпионатное движение «Профессионалы». А наша Ассоциация колледжей в рамках этого конкурса провела свой – «Молодые профессионалы железных дорог», в нем участвовали все колледжи железнодорожного транспорта, а всего их в России 54, все они входят в нашу Ассоциацию. А сейчас в рамках конкурса «Профессионалы» рассматривается вопрос проведения отборочного этапа – в Москве, Ярославле и Тайге. Победители отборочных туров будут участвовать в финале в Санкт-Петербурге в ноябре. Туда заявлено две наших компетенции: «Управление локомотивом» и «Организация перевозочного процесса».

Конкурсы нужны всем. Для учебной организации это способ заявить о себе, для студентов это профессиональный лифт и новые знакомства, для тренеров и преподавателей – путь роста в своей профессии, а работодатель может отобрать на конкурсе для себя самых лучших специалистов. Когда-то кадровики набирали для предприятий выпускников колледжей, как говорится, оптом, сегодня же к выпускникам СПО отношение индивидуальное. И мы заинтересованы в том, чтобы наши железнодорожные специальности звучали на самом высоком уровне подобных соревнований по профессиональному мастерству.

Такие конкурсы профмастерства могут проходить только при поддержке железных дорог и учебных заведений, и это тоже путь партнерства. Мы друг без друга не сможем, кто думает иначе, ошибается. Некоторые работодатели порой говорят – нам не нужны колледжи, мы наберем специалистов на рынке труда. Но это ошибочный путь. Колледжи должны готовить не тех специалистов, подготовка которых ему удобна или выгодна, а таких, кто востребован на рынке труда – в нашем случае в сети железных дорог, надо подстраиваться под нужды работодателя. В отрыве от ОАО «РЖД» работа железнодорожных колледжей не будет эффективной.



Газета "Гудок",
Выпуск № 116 (27696) 05.07.2023